Екатерина Графф разговаривала с Эвой Натси о своем романе «Женщина, желавшая любить»

  1. «Женщина, желавшая любить» - общее заглавие для всей трилогии, первая книга которой под названием «Пробуждение» была повторно выпущена издательством «Кактос». Я хотела бы спросить, когда, с Божьей помощью, мы увидим вторую книгу трилогии?

Вторая книга трилогии под названием «Прощение без пощады» написана и переведена. Дальнейшее зависит от издательств «Кактос». Скорее всего, книга выйдет в начале следующего, 2022 года. Однако мне очень хотелось бы, чтобы часть тиража была напечатана до Рождества. Книга – всегда хороший подарок, кроме того, мои друзьям и почитателям не терпится взять в руки вторую книгу и продолжить путешествие вместе с главной героиней романа.


  1. В чем вы черпаете вдохновение, что побуждает вас писать, мадам Графф?

 Я – не поэт, я – трудоголик. Вдохновения я никогда не жду, поскольку думаю о книге постоянно. Когда я не собираю информацию, а в «Прощении без пощады» много истории и политики, я живу и существую в компании моих героев. Они никогда меня не покидают. Чтобы я ни делала, в моей голове звучат монологи, диалоги и происходит развитие событий. Возможно, это и есть вдохновение. В таком случае, я очень везучая. Бывают, конечно, дни, когда язык стоит колом и фразы выходят корявыми. Тогда я просто пишу страницу за страницей, пока снова не найду свой ритм. Проза должна обладать определенным ритмом, тогда произведение легко читается.

     Что касается того, кто или что вдохновили меня на книгу, ответ прост – человеческие отношения. «Ад – это другие люди», - так сказал Сартр, а Вольтер добавил «Человек не только смешон, но и очень зол». Оба были бесконечно правы. Тем более, что, со временем, ад, состоящий из живых людей, расширяется и становится все более сложным и многоуровневым. Чего только стоит безнравственная, могущественная и корыстная каста политиков, приведших мир к краю пропасти? Где искать спасения – друг у друга или у Бога? Но посмотрите на этот институт Церкви, что полностью разложился и погряз в грехе, и попов, творящих тайные преступления. Люди всегда стремились к объединениям – классы, группы, партии, приходы, профсоюзы. Им казалось, что вместе – безопаснее, особенно, если у той или иной группы людей совпадают интересы или они разделяют одну и ту же идеологию. Но последнее время идеологии стали токсичными, а основным интересом стали деньги. «Мы живет в такое интересное время, когда никто не может сказать правду, не рискуя оскорбить убеждений какой-либо группы… Все мы в настоящее время ходим ногами кверху» - это Дюма-сын.

        И все же, рискуя не быть политкорректной (модное словечко), я в этой книге подняла много неудобных тем. Надеюсь, они найдут отклик в головах и сердцах читателей. Пора просыпаться.

        «Мы живем в довольно подлую эпоху и я не завидую тем, кто чувствует себя в ней вольготно. Культ современности, скоростей, показного! Как будто человеку этого достаточно! Поверхность, одна поверхность! Человек пытается скрыть собственную пустоту с помощью денег и вещей. Когда говорят о чем-то святом, все смеются… Полная деморализация духа, инфляция понятий. Погибают не только искусство, дух, нравственность, честность, но даже Европа и мир вообще.» - это Герман Гессе.

       «Под дурной компанией я разумею не только людей злобных и вредных – их компании следует избегать, потому что они отравляют атмосферу и угнетают. Я имею в виду также компанию «живых трупов», людей, чей дух мертв, хотя тело их живо. Людей, чьи мысли и разговоры тривиальны, которые болтают вместо того, чтобы говорить, и которые изрекают мнения – штампы вместо того, чтобы думать самостоятельно» – это Эрих Фромм. 

       Как видите, все уже было сказано, причем, сказано о нашем времени. Великие все понимали, правильно оценивали и, поэтому, могли предсказать, как именно будет развиваться мир. Обладая разумом, увенчанным гением, они даже предсказали эпоху «постправды». Каждый день на нас обрушивается поток информации, большая часть из которой или откровенная ложь, или набор фактов, видоизмененный в пользу точки зрения владельца данной газеты, журнала, ТВ канала или Интернет издания, который, в свою очередь, поддерживает ту или иную политическую силу. Нам доступно бесконечное количество информации, но где взять мудрость в ней разобраться? Впрочем, правда не только варьируется и видоизменяется СМИ.  Каждый из нас полагает, что ее или его представление об истине и есть сама истина, поэтому истина больше не объединяет людей, она разобщает их. Все это – безнадежные изъяны нашего времени. Они и служат источником моего вдохновения. Главное –крепость мысли и элегантность стиля, что помогут словам пробиться к душам. И еще одно меня занимает: мне очень хочется найти или придумать человека, героя, персонаж, который не был «адом», а оказался бы «раем».

  1. Захватывающий сюжет вашей книги, позволит читателям познакомиться с Елизаветой, обласканной любовью девочкой, выросшей в любви в прекрасном и живописном украинском городке Измаил. Мы знаем, что вы также родились и выросли в этом городе. Что бы вы сказали на предложение взять читателя за руку и провести по измаильским аллеям, где бегала маленькая Лиза?

Измаил был прекрасным городом. Много лет тому назад я покинула этот город, и больше никогда туда не возвращалась. Хочу, чтобы он остался в моей памяти таким, каким был в моем детстве. Если вы хотите экскурсию по тому, давнишнему Измаилу, возьмите книгу, откройте на нужной странице и отправляйтесь от дома, в котором росла Лиза, через парк, на главный проспект имени Суворова, где стоит старая белая церковью, потом на площадь и оттуда в музей Александра Суворова, освободившего Измаил от турок, потом через другой парк, к Универмагу, к родильному дому, где появилась на свет главная героиня и, наконец, на шумный базар. С другой стороны от дома – школа, располагавшаяся в красивом доме, построенном греческим купцом, где Лиза училась до тех пор, пока длилось ее очарованное детство, прерванное смертью ее любимого деда Никиты. Очень хорошо о детстве сказал Жюль Мишле: «Я был богат  детством, воображением и, быть может, уже любовью. Я никому не завидовал»

  1. Маленькая Лиза (Елизавета Тропинина) обожала своего деда, Никиту, прекрасного человека, который всегда заботился о семье. Как именно его смерть повлияла на маленькую героиню?

Его безвременная смерть прервала детство Лизы, уничтожив тот защитный кокон, в котором она провела девять лет. Его смерть окунула еще совсем девчонку в одиночество и взрослую жизнь. Через некоторое время после кончины Никиты, распалась вся семья. Без такой глыбы, как Никита, родители Лизы спасовали перед жизненными обстоятельствами, растеряв любовь. Только Анна, его жена, сумела выстоять. Вырастив Игната, сына главной героини, она заложила в него все то, чем обладал ее любимый муж. Да и сама Лиза сумела отдать Игнату свою безграничную и безусловную любовь. Любовь матери это когда есть время для постоянного общения. Никакое самое навороченное технологическое приспособление не воспитает ребенка и не расскажет ему, что такое жизнь и не подготовит его к ней. Любовь родителей дает ребенку иммунитет, ему не страшно зло, потому что он знает, что такое добро. Он вырастет настоящим человеком, который сумеет передать эту любовь дальше, своим детям, и это невероятно ценно, потому что именно так, в мире лишений, катастроф, насилия, бездуховности и полуправды, мы, с помощью любви, растим тех, кто, возможно, сумеет спасти себя.  


  1. Ваша героиня выросла в атмосфере безусловной любви окружавших ее взрослых. Она передала эту любовь своему сыну, Игнату. Какие элементы способствуют тому, что автор живописует такую глубокую историю любви?

Тут нет и не может быть никаких «элементов». Я пишу про любовь, потому что, любовь, как и правда, должна объединять людей. В нашу эпоху заката любовь исчезает, поэтому ее стоит ухватить, описать ее, рассказать о ней. Людей не должны объединять деньги и способы их приобретения, погоня за приданным, за наследством или другие материальные ценности. Только любовь, а не стремление к власти есть единственный способ существования в этом мире. Но любить становится все труднее. Одного чувства теперь уже недостаточно. Нужно уметь защищать любовь от насилия, существующего в обществе, которое признает только экономические отношения (деньги).

     Люди не должны искать выгоды и, как только выгода исчезает, отворачиваться друг от друга. Они не должны предавать друг друга, потому что на их пути возникли трудности, или потому, что физическая близость больше не возбуждает так, как это было в самом начале их знакомства. Любовь – это желание сохранить ее наперекор всему и вопреки всему. Но вся трагедия в том, что многие молодые люди, выросшие в обнимку с компьютером, не умеют даже распознать любовь. Они, как инопланетяне, впервые попавшие на Землю. Те, что принимают хаос проснувшихся гормонов за любовь. Они понятия не имеют, что любовь для людей – это один из видов страдания, что это боль, как говорил Антон Чехов. Любовь – это также один из видов дисциплины, потому что любовь жива доказательствами. О любви надо не говорить, любовь надо демонстрировать, причем постоянно. Любовь – это всегда прелюдия к потере. Мы неизбежно теряем или любовь, или любимого человека. И все равно, обжигаясь и испытывая боль, мы опять и опять хотим любить. 

  1. В вашем романе тайны и захватывающие развитие событий сносит крышу читателю. Женщина, желавшая любитьВ чем разница? Почему ей самой надо непременно любить, почему она не хочет принять любовь и быть любимой?

Потому что Елизавета Тропинина так устроена – она отдает и дарит.

     Но, давайте разберемся. Что, если женщину любит мужчина, а ее сердце молчит? Это безответная любовь. Сколько такой мужчина будет хранить свою любовь к той, что не отвечает взаимностью? В конце концов, он встретит другую. Это самый лучший вариант. А, если тот, кто любит без ответа, начнет преследовать женщину, навязывая ей свою любовь, свою компанию? Что, если влюбленный человек возомнит, что вправе контролировать жизнь женщины, не отвечающей ему взаимностью? Вспомните одного из героев первой книги – Димитриса Загкоса, который, хоть и любил Лизу по-своему, сколько зла ей принесла его любовь? Во второй книге читатель близко познакомится с Джорджем Альгясом и Адамом Эратиносом. Их любовь, основанная на лжи и бесконечных условиях, не принесла главной героини ничего, кроме боли.

    И потом, когда любишь ты сама, твое сердце наполняется музыкой, а мир становится радостней. Лучше любить, чем быть любимой, потому что, когда любишь, любовь испытываешь ты сама. Капля божественной любви проникает в твое сердце. Это неповторимое чувство. Конечно, лучше взаимная любовь, когда двое любят друг друга, но, если таковой нет, лучше любить самой. Как сказал Владимир Набоков: «Мечта и действительность сливаются в любви», пусть только на мгновение.  

  1. Рисуя портрет Елизаветы Тропининой, как бы вы сами охарактеризовали ее тип и стиль жизни, который он выбрала?

Елизавета Тропинина – не положительная героиня, застывшая в своей добродетели. Она отрицает жизнь, в которой люди не ведают беспокойств и существуют как устрицы. Она живой человек со своими страстями и грехами, она изменяется, представая перед читателем очень искренней и, несмотря на свою внутреннюю силу, очень ранимой. Во второй книге она переживет несколько внутренних драм, неоднозначно восприняв болезнь и смерть своей матери, Александры. В то же время, она едет в другую страну, чтобы спасти жизнь Адама Эратиноса, человека, который сам чуть не убил ее. В одной из глав она расскажет о всех тех персонажах, что живут внутри нее, составляя ее внутреннее «я». Елизавета – многогранная и талантливая натура, у нее изменчивый и изобретательный дух. Поскольку главный персонаж ни в коем случае не должен быть чем-то посредственным, мне хотелось бы, чтобы читатель увлекся незаурядным и сложным характером Лизы точно так же, как его захватывает сюжет или фабула любимого им произведения.     


  1. В жизни героини присутствуют четверо мужчин – ее первый муж Алексей Галич, отставной генерал ВВС Димитрис Загкос, так называемый бизнесмен Джордж Альягас и, конечно, таинственный Адам Эратинос. Расскажите нам об этих мужских характерах. Трудно было оказаться в шкуре таких разных мужских типов?

    Я не могу оказаться на их месте, потому что я создала их. Все мужчин в этой трилогии – мое творение. Андре Моруа, имея в виду Бальзака, говорил, что нельзя живописать человеческую комедию и одновременно участвовать в ней. Я не участвую, я создаю и наблюдаю. Как только в моей голове возникает образ нового героя, он начинает жить отдельно от меня. Между прочим, во второй книге появятся еще два сильных мужских характера.

    Еще одно – я не осуждаю своих героев. Они – люди разные и действуют в соответствие со своим мироощущением, характерами и обстоятельствами. 

    Успех Бальзака состоял в том, что он, устанавливая между своими героями взаимосвязи, связывал их настолько крепко, что они становились незыблемыми и ни при каких обстоятельствах не могли превратиться в кого-то другого. Подобные взаимосвязи – залог успешного романа, поэтому передо мной также стояла задача связать всех героев воедино. Надеюсь, мне это удалось.

    Возвращаясь к мужским характерам. Как из-под пера женщины вышли такие разные герои? Я очень наблюдательна, мой мозг аналитически перерабатывает полученную информацию в основу, а мое воображение превращает эту основу в интересную фабулу.

  1. Стиль и фабула романа меняются несколько раз, погружая читателя в очень своеобразное литературное путешествие. Лиза решает отомстить всем тем, кто играл с ее чувствами, предав ее мечты и надежды. Расскажите нам о ее решении отомстить.

Моя героиня считает, что месть – это баланс. Месть – это восстановление гармонии. Если кто-то причинил ей боль, причем сделал это сознательно, он должен испытать такую же боль в ответ. Нет ничего постыдного в том, чтобы не дать себя в обиду и преподнести своему обидчику урок. Тем не менее, если вы заметили, она никогда не мстит сама. Она всего лишь орудие. Каждый из тех, кто предал ее, получает по заслугам. Все, что ей требуется, просто вернуться в его жизнь, а потом отойти в сторону, как в случае с Джорджем Альягасом. Или, наоборот, спасти жизнь Адама Эратиноса, которая станет его проклятием.

  1. «Месть всегда происходит от слабости души тех, кто не в состоянии вынести оскорблений», - сказал Франсуа де Ларошфуко. Каково ваше мнение об этом высказывании?

Один из великих высказал свое мнение. Не обязательно с ним соглашаться. Лев Толстой тоже предлагал подставить другую щеку. Я этой философии не разделяю. Именно слабые души выдерживают все оскорбления, не находя в себе силы противостоять. Или же ими руководит страх, а страх часто напрочь отшибает мозги. Оскорбления не надо ни выносить, и забывать, ни пропускать. Если бы народы меньше глотали оскорблений и унижений, а больше противостояли тому беспределу, что с ними творят сильные мира сего, мир был бы лучше и мы сами чувствовали бы себя в нем лучше. 

  1. Ваш роман провоцирует в читателе целую гамму чувств. Что чувствовали вы сами, когда соприкасались с психикой ваших героев?

Отношусь с осторожностью и спокойствием, как относилась бы к психике других людей. Впрочем, я бы лучше сказала не «психика», а «состав души человеческой». Мне хочется, чтобы мои герои как можно больше открылись мне, чтобы доверяли мне, чтобы остались со мной, продолжая удивлять и озадачивать меня.


  1. Читая книгу, мне показалось, что вы сами получали удовольствие от написания этого романа. Вам нравится выбор времени и места, или что-то еще, что сделало результат настолько блестящим?

Навряд ли это было лишь приятным путешествием по любимым мною временам и местам. Я трудилась как раб на галерах. Работа и приносила мне радость и удовлетворение.

     В этой жизни труды долги, успех сомнителен, радость кратка, счастье мимолетно и редко… Другими словами, в жизни очень мало приятных моментов.. Констатировав этот факт, следует заметить, что работа продолжает вызывать сильные и разнообразные чувства, принося удовлетворение и приятную усталость. Вы скажете, что работа не может идти ни в какое сравнение, например, с любовной страстью? Отвечу: сколько ни меняй любовников или, тем более, мужей, развязка всегда одна и та же. Знакомая, ранее испытанная. Другой, в силу природной устроенности, просто быть не может. Одинаковый для всех оргазм. Это – как смерть, уготовленная для всех и каждого.

       Однако возьмите работу. Я не имею в виду работу тусклую, однообразную, а созидательную, творческую, такую, где все зависит от меня. Итак, в результате талантливо проделанной работы, я могу порадоваться следующим приятным моментам. Мое самолюбие уже не голодает и не испытывает жажды. Очевидно, что я что-то могу и на что-то способна. Я покупаю бутылку хорошего шампанского, охлаждаю его, потом сажусь в кресло на веранде и распиваю эту бутылку на двоих со своим самолюбием. Если повезет получить вознаграждение за проделанную работу, можно купить то, что нужно или даже то, что давно хотела. Одним словом, можно побаловать себя…   

      НО!!! В искусстве нельзя работать для успеха, а можно только для креста и веры. Жить тоже нельзя лишь для успеха, жизнь надо проживать по мере возможности правильно, не требуя от нее справедливости, а, тем более, награды. Все придет и уйдет. Награда примет неприметное значение и форму, и только со временем ты поймешь, что был спасен. Не надо загадывать, можно мечтать, но не стоит настаивать на исполнении своих желаний. В лучшем случае, они исполнятся в общем и то, если приложить все возможные для этого усилия. Обычно же, желания исполняются только частично или не исполняются вовсе. Надо трудиться и надеяться. С божьей помощью, может, что и сбудется.  

*  *  *